№135
Постановление СНК СССР «О вывозе глубинного хлеба на Востоке»1*
23 октября 1938 г.
Совет Народных Комиссаров постановляет:
1. Обязать Наркомзаг, Наркомзем, Наркомсовхозов, исполкомы Новоси
бирской, Омской, Свердловской, Челябинской, Кировской, Куйбышевской
и Оренбургской областей, Алтайского и Красноярского краев, совнаркомы
Башкирской и Татарской АССР и Казахской ССР закончить вывоз хлеба из
глубинных пунктов, поступившего по обязательным поставкам, натуроплате
и возврату семенных ссуд к 25 ноября.
Обязать Наркомзаг вывоз закупочного хлеба производить одновременно с вывозом всего глубинного хлеба и представить в конце ноября в Совнарком график вывоза закупочного хлеба из глубинки в той части, которая поступит после 25 ноября.
2. Предложить Наркоммашу отгрузить Наркомзему СССР до 28 октября,
дополнительно к плану IV квартала, 700 автомашин «ЗИС», из них Казахской
ССР — 450, Челябинской обл. — 250, для пополнения автоотрядов, работаю
щих по вывозке глубинного хлеба.
3. Обязать Наркомзем СССР немедленно переключить дополнитель
но на вывоз глубинного хлеба 650 автомашин «ЗИС» Сельхозтранса, из них
2.
ю*
291
в Казахской ССР — 300, Алтайском крае — 250, Омской обл. — 50 и Челябинской обл. — 50.
4. Обязать Наркомсовхозов СССР выделить не позже 25 октября для выво
за глубинного хлеба 600 автомашин «ЗИС», в том числе в Алтайском крае —
100, Новосибирской обл. — 50, Омской — 100, Челябинской — 300 и Орен
бургской обл. — 50, из них 200 автомашин за счет переброски из ближайших
областей, и не позже 15 ноября еще 500 автомашин «ЗИС», из них в Челябин
ской обл. — 200 и Казахской ССР - 300.
5. Обязать Наркомзаг переключить на вывоз глубинного хлеба 400 автома
шин «ЗИС», в том числе в Казахской ССР — 175, Башкирской АССР — 50,
Оренбургской обл. — 50, Омской обл. — 20, Куйбышевской обл. — 35, Крас
ноярском крае — 40 и Алтайском крае — 30.
6. Обязать исполкомы Алтайского края, Новосибирской, Омской, Сверд
ловской и Челябинской областей и Совнарком Казахской ССР мобилизовать
в городах для вывоза глубинного хлеба 700 автомашин «ЗИС», в том числе
в Алтайском крае — 50, Новосибирской обл. — 100, Омской — 50, Свердлов
ской — 100, Челябинской — 300 и Казахской ССР — 100.
7. Обязать Наркомзем СССР, Краснодарский и Орджоникидзевский край
исполкомы, Курский, Сталинградский, Саратовский и Ростовский облиспол
комы и Совнарком Крымской АССР перебросить из Сельхозтранса и МТС
для автоотрядов Сельхозтранса по вывозу глубинного хлеба на Востоке 1 тыс.
чел. шоферов, в том числе из Краснодарского края — 200 чел., из Орджони-
кидзевского края — 200 чел., Крымской АССР — 100 чел., Курской обл. —
200 чел., Ростовской обл. — 200 чел. и Сталинградской обл. — 100 чел., ко
мандировав из них 600 чел. в Казахстан и 400 чел. в Челябинскую обл.
Расходы по переброске шоферов отнести за счет 2-процентного резервного фонда Наркомзема СССР. Оплату труда и командировочных шоферам, перебрасываемым в восточные районы, производить в соответствии с постановлением Экономсовета при СНК СССР от 23 сентября 1938 г. № 677.
Распространить на шоферов Наркомзага, работающих на вывозке глубинного хлеба, приказ Наркомзема СССР об оплате труда шоферов № 1011, утвержденный Совнаркомом Союза ССР 23 июля 1938 г.
Обязать Наркомсовхозов, Наркомзем и Наркомзаг обеспечить 2-сменную работу автомашин, работающих на вывозке глубинного хлеба.
8. Наркомтяжпрому дать указания нефтебазам Главнефтесбыта Алтайского
и Красноярского краев, Кировской, Новосибирской, Омской, Свердловской,
Челябинской, Куйбышевской и Оренбургской областей, Башкирской АССР
и Казахской ССР об отпуске в течение октября и ноября мес. с.г. без вся
кой очереди горючего автоколоннам, занятым на вывозке хлеба из глубинок,
и о создании на складах Главнефтесбыта постоянного запаса горючего на вре
мя работы автоотрядов в размере 10-дневной потребности автоколонн.
9. Облисполкомам Кировской, Новосибирской, Омской, Свердловской,
Челябинской, Куйбышевской и Оренбургской областей, Алтайского и Крас
ноярского краев, СНК Башкирской АССР и Казахской ССР принять все
необходимые меры по поддержанию в проезжем состоянии дорог и мостов
в районах вывоза глубинного хлеба, особенно во время осенней распутицы
и возможных снежных заносов, выделив для этой цели необходимое количе
ство тракторов ЧТЗ из МТС и совхозов и дорожных машин.
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 2116. Л. 128-129. Заверенная копия.
1* Приложение к п. 232 протокола №64 решений Политбюро ЦК ВКП(б) за 10—26 октября 1938 г.
292
№136
Спецсообщение 9 отдела 1 Управления НКВД СССР «О распространении провокационных слухов в сельских районах»
23 октября 1938 г.
По сообщению начальника Управления НКВД по Смоленской обл., антисоветские элементы в деревне в связи с недавно закончившимся очередным призывом военнообязанных распространяют провокационные слухи о будто бы начавшейся войне, что людей, призываемых в армию, уже направляют на фронт, что для армии берут лошадей и повозки и скоро будут отбирать у колхозников коров, что неизбежно будет голод, и призывают население запасать муку, соль, спички и т.д. Отмечены случаи, когда наиболее отсталая часть колхозников под влиянием провокационных слухов о войне начинает закупать в большом количестве соль и муку. Имеются отдельные факты продажи колхозниками скота личного пользования для приобретения запаса муки.
Наряду с этим враждебный элемент распространяет слухи о неизбежном якобы поражении Советского Союза в войне и свержении Советской власти. В связи с этим отмечены случаи угроз со стороны родственников репрессированных органами НКВД — расправиться с представителями местных советских органов.
Провокационные слухи о войне находят отражение и в письмах из деревни в Красную Армию. По всем фактам распространения провокационных слухов УНКВД Смоленской обл. производится расследование и изъятие злостных враждебных элементов.
Начальник 9 отделения 9 отдела 1 Управления НКВД СССР лейтенант государственной безопасности Сергеев
ЦА ФСБ РФ. Ф. 3. Оп. 5. Д. 1729. Л. 184-185. Копия.
№137
Докладная записка Л.П. Берии И.В. Сталину, В.М. Молотову и Н.И. Ежову о порче зерна нового урожая
23 октября 1938 г.
По сообщениям с мест, в ряде областей отмечается значительная порча зерна нового урожая.
1. В Оренбургской обл. на элеваторах и пристанционных пунктах на 15 октября с.г. скопилось свыше 540 тыс. т хлеба, принятого в счет хлебопоставок. На площадках и в буртах сложено до 95 тыс. т. На станциях Теренсай, Чебеньки, Сорочинская, Платовка, Карбала, Сагаряк и Ново-Сергиевка Оренбургской железной дороги на земле лежит до 9721 т зерна. Зерно на земле и на площадках ничем не прикрыто, брезенты отсутствуют, хлеб от дождя и сырой погоды портится. Скопление хлеба объясняется невыполнением железной дорогой плана подачи вагонов: в сентябре недодано 1500 вагонов, в октябре, при плане в 4200 вагонов, к 15 октября дано только 2037 вагонов. В сентябре должно быть вывезено 127 900 т, отгружено же 92 600; в октябре, при плане вывоза в 91 923 т, за пятнадцать дней отгружено 33 339 т зерна.
293
С другой стороны, областные организации не уделяют внимания к изысканию дополнительной складской площади и к окончанию строительства складов, хотя строительный материал имеется. Вместо 29 складов, емкостью в 58 тыс. т, построено только 4 склада, емкостью 7 тыс. т; не закончено строительство Саринского и Заглядинского элеваторов. Местами стихийно и не без ведома Облзаготзерно начинают возникать глубинные пункты. В Ташлинском районе в 90 км от железной дороги уже скопилось до 80 тыс. т зерна.
2. Одновременно в Омской и Новосибирской областях, в Красноярском и Алтайском краях также имеет место значительная порча зерна нового урожая на колхозных токах. Намолоченное зерно лежит в поле под открытым небом, не провеивается, не просушивается, на токи заходит скот, разбивает вороха зерна, втаптывает его в землю.
Выборочной проверкой установлено: а) по 15 колхозам 6 районов Новосибирской обл. совершенно испорчено свыше 10 тыс. ц зерна нового урожая; б) на колхозных токах Исетского района Омской обл. лежит около 200 тыс. ц зерна; по 5 колхозам выявлено 1150ц сгнившего зерна; в) по колхозам трех районов Алтайского края испорчено до 37 тыс. ц зерна; г) по 4 колхозам двух районов Красноярского края испорчено свыше 1 тыс. ц зерна.
Основной причиной порчи зерна на колхозных токах является неорганизованность уборочных работ. Некоторые руководители районов порчу воспринимают как неизбежное явление, с которым невозможно бороться.
Зам. народного комиссара внутренних дел Союза ССР Берия ЦА ФСБ РФ. Ф. 3. Оп. 5. Д. 1729. Л. 186-188. Копия.
№138
Телеграмма И.В. Сталина К.Н. Валухину о недопустимости отмены постановления СНК СССР о правилах торговли хлебом
28 октября 1938 г.
ЦК считает неправильным и отклоняет Ваше предложение об отмене постановления Совнаркома в отношении ограничения продажи хлеба в одни руки.
ЦК считает недопустимым, что постановление Совнаркома игнорировалось и грубо нарушалось в практике работы торговых органов Свердловской обл.
Установленные нормы отпуска хлеба в одни руки являются средством борьбы со спекуляцией и не могут быть причиной образования очередей. Если где-нибудь есть очереди, это результат безрукости торговых органов и советско-партийного руководства области или же — результат действий вредителей торгового аппарата, с которыми, видимо, нет борьбы на деле.
Секретарь ЦК И. Сталин РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 58. Л. 59. Подлинник.
294
№139
Докладная записка НКВД СССР в ЦК ВКП(б) и СНК СССР о хлебозаготовках в Оренбургской обл.
28 октября 1938 г.
Оренбургским облисполкомом в секретном порядке была разослана председателям многих райисполкомов директива (копия прилагается) за подписью зам. председателя облисполкома Квасова с требованием представить сведения о фактической урожайности и потребности колхозов в семенах, продовольствии и фураже. В письме прямо говорится о том, что эти сведения нужны для постановки перед правительством вопроса о пролонгации задолженности по хлебу ввиду недорода хлебов.
После того, как ЦК ВКП(б) и СНК СССР 29 августа предложили облисполкому и обкому партии решительно ликвидировать антигосударственную практику в хлебозаготовках, облисполком не снял вопроса о пролонгации и своего антигосударственного указания районам не отменил. План хлебопоставок колхозами и совхозами области на 15 октября выполнен на 74,6%, план натуроплаты — на 73,8% и семссуды — на 65,5%. Особенно неудовлетворительно идет выполнение плана хлебосдачи в восточных районах области: Ново-Орском, Домбаровском и Орском.
Слабое поступление зерна по хлебозаготовкам объясняется тем, что областные руководящие органы все еще не ликвидировали полностью антигосударственной практики в хлебозаготовках, не переключились на повседневное оперативное руководство вывозкой зерна. В Ново-Орском районе план хлебозаготовок выполнен на 39,8%, а секретарь райкома партии Киселев считает хлебозаготовки законченными, так как, по его заявлению, у колхозов хлеба больше нет и сдавать государству нечего. В Домбаровском районе хлебозаготовки выполнены на 22,3%, и темп хлебосдачи ежедневно падает. Между тем, урожай в этом году в колхозах этого района выше прошлогоднего по пшенице на 2 ц с га, а по просу — на 6 ц.
В колхозах Орского района урожай пшеницы, ржи, ячменя и проса выше прошлого года. Проса в этом году колхозы получили в среднем 10,5 ц с га, против 0,9 ц прошлого года, урожай пшеницы выше на 2 ц, овса на 3 ц, то же и по другим культурам. Однако, секретарь горкома Васильев проявляет полную беспомощность в организации хлебосдачи колхозами.
Неудовлетворительно идет сдача хлеба и в других восточных районах — Халиловском, Кваркенском, Ново-Покровском, Буранном и Буртынском. В отношении этих районов установился неправильный взгляд как на районы вообще неурожайные, и хлебозаготовкам в них областные организации уделяют мало внимания. Большинство совхозов продолжают засыпать семенные и фуражные фонды и под этим предлогом приостанавливают хлебосдачу государству. В Ново-Покровском районе директор Халиловского совхоза Денщиков и агроном Губенко засыпали на семена 12 тыс. ц вместо 6 тыс. ц, потребных совхозу.
По всем районам области урожайность текущего года по вине районных председателей комиссии по определению урожайности оказалась заниженной, и план натуроплаты дан колхозам меньше против правительственного плана на 143 тыс. т. Для выяснения настоящих размеров урожая обкомом партии совместно с облисполкомом была проведена проверка данных об урожайности по
295
всем колхозам области. Эта проверка показала, что из 2085 колхозов правильно определена урожайность только в 47 колхозах, во всех остальных 2038 колхозах она оказалась заниженной.
По Абдулинскому району государственный план натуроплаты определен в 130 тыс. ц, а счета колхозам были предъявлены на 73 145 ц. В Ново-Покровском районе в колхозе им. Буденного первоначально урожайность проса была определена в 3 ц и овса в 8 ц, фактически же урожай по обмолоту выразился в 15 ц проса и 10 ц овса с одного гектара. Такие же резкие разрывы в показателях определения урожайности выявлены и по всем остальным колхозам района.
После пересмотра данных об урожайности колхозам дополнительно вручаются счета по натуроплате на 143 тыс. т, причем это мероприятие на местах производится формально, путем механического перенесения колхозов из низших групп в высшие, и разъяснительной работы в связи с имевшими место фактами занижения урожайности среди колхозников не ведется.
Наряду со слабыми темпами хлебосдачи совершенно неудовлетворительно идет сдача картофеля и подсолнуха. Колхозы и совхозы придерживают у себя картофель и подсолнух. Картофеля убрано 65,5% всей площади посевов, а в счет поставок государству сдано только 9,8%; подсолнуха убрано 37,2% площади посева, а поставки семян выполнены на 19,3%. [Работами] по уборке картофеля и подсолнуха и сдачей их государству никто в области по-настоящему не руководит.
Народный комиссар внутренних дел Союза ССР Ежов Начальник ТУТЕ НКВД СССР Берия
ЦА ФСБ РФ. Ф. 3. Оп. 5. Д. 1729. Л. 200-203. Копия.
№140
Телеграмма начальника Главного политического управления РККА Л.З. Мехлиса И.В. Сталину и Н.И. Ежову о дополнительном лимите на репрессии в Бурят-Монгольской АССР
28 октября 1938 г.
27 октября выехал из Читы Москву. В Улан-Удэ ко мне заходили секретарь обкома ВКП(б) Игнатьев и НКВД Бурят-Монгольской АССР Ткачев. В беседе они сообщили, что лимиты по приказу НКВД [№] 00447 они израсходовали, а в тюрьмах находится свыше 2 тыс. арестованных, сроки содержания которых давно истекли, сидят участники буржуазно-националистической и ламской контрреволюции — кулаки, ламы и белогвардейцы. Дела на всех давно оформлены, тюрьмы переполнены до отказа, но тройка не получила разрешения на их рассмотрение. Просят дать лимит на 2500 чел., о чем и докладываю86.
Мехлис АЛ РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 212. Л. 200. Телеграмма. Шифровка.
296
№141
Докладная записка Комиссии советского контроля при СНК СССР В.М. Молотову «О недопустимом отношении в Наркомзаге СССР к поручениям СНК СССР и Экономсовета по телеграммам с мест о приеме и хранении хлеба»
29 октября 1938 г.
Проверкой установлено, что в Наркомзаге СССР укоренилось совершенно недопустимое отношение к выполнению поручений СНК СССР и Экономсовета по телеграммам с мест о приемке и хранении хлеба. Нарком т. Скрын-ников и зам. наркома т. Степанов большинство поступающих телеграмм лично не рассматривают и реальных мер по ним не принимают. Из посланных СНК СССР, Экономсоветом и ЦК ВКП(б) в Наркомзаг за август—сентябрь и 20 дней октября около 1 тыс. телеграмм, касающихся, главным образом, приема и хранения хлеба, лишь на 86 телеграммах имеются резолюции тт. Скрын-никова и Степанова; как правило, на телеграммах имеются только надписи управляющего секретариатом Наркомзага т. Зилотина о направлении их в соответствующие управления или Заготзерно для дачи предложений.
По полученным из СНК и Экономсовета телеграммам Наркомзаг мер по существу не принимает, а ограничивается посылкой телеграмм областным уполномоченным Наркомзага и Заготзерно. Выполнение своих распоряжений Наркомзаг не проверяет, и большинство посланных на места телеграмм остаются без ответа, хотя обычно Наркомзаг предлагает исполнение телеграфировать. Фактически на заготовительных пунктах непорядки не устраняются, и помощи пункты не получают. Так, 9 октября с.г. СНК СССР послал т. Скрынникову для принятия мер телеграмму тт. Катаева, Костромина и Ско-робогатова из Петухова (Челябинской обл.), которые сообщили, что в буртах на земле лежит 6 тыс. т хлеба, и просили отгрузить для строительства площадок 40 вагонов леса и 100 ящиков гвоздей. Начальник Востокзаготзерно т. Арзамасцев ограничился лишь посылкой телеграмм уполномоченному Заготзерно по Челябинской обл. с предложением оказать помощь этому пункту. На деле Петуховскому пункту помощь не оказана, и т. Скоробогатов 22 октября вторично телеграфирует т. Молотову: «Петуховские элеваторы, склады, площадки, мобилизованные навесы забиты хлебом. Облзаготзерно в течение 20 дней обещает отгрузку 25 вагонов горбыля для устройства площадок, до сих пор безрезультатно, мы вынуждены хлеб ссыпать [на] землю».
По этой телеграмме т. Арзамасцев снова телеграфирует уполномоченному Заготзерно по Челябинской обл.: «Скоробогатов, Катаев 8 октября обратились к т. Молотову [за] содействием [в] получении леса, гвоздей. Нашей 77517 предложено Вам добиться [от] поставщиков первоочередной отгрузки леса [в] Петухово и подкрепить пункт гвоздями. Нашей 77323 я требовал телеграфировать мне [о] принятых мерах. 22 октября Скоробогатов сообщает т. Молотову о Ваших [в] течение 20 дней обещаниях помощи, а леса нет. Обязываю лично принять меры [по] завозу [в] Петухово в 2—3 дня необходимого количества леса, гвоздей. 28 октября информируйте меня лично [о] результате. 77326. Арзамасцев». Однако и на эту телеграмму ответа не последовало, и т. Арзамасцев мер не принимает.
13 сентября с.г. в Наркомзаге было получено из ЦК ВКП(б) письмо райупол-наркомзага по Красноуфимскому району Свердловской обл., в котором он сообщал о неблагополучном положении с приемкой зерна на Красноуфимском
297
пункте Заготзерно. По этому письму мер никаких не принято. 19 сентября с.г. в Наркомзаге была получена из Экономсовета телеграмма уполнаркомзага и уползаготзерно по Свердловской обл., в которой тоже сообщалось о положении на Красноуфимском пункте. По этой телеграмме также мер не принято, и она осталась без ответа. Лишь после прямого указания т. Микояна в связи с телеграммой секретаря Башкирского обкома ВКП(б) т. Заликина нарком т. Скрынников обязал начальника Востокзаготзерно т. Арзамасцева выехать в Красноуфимский заготпункт. На этом пункте длительное время орудовал враг народа Кирьянов, работавший заведующим пунктом, который не подготовил склады и элеваторы, отказывал колхозам в приеме хлеба и портил зерно. Несвоевременное принятие мер Наркомзагом по сигналам о положении на этом пункте способствовало вражеским действиям Кирьянова.
23 октября с.г. СНК СССР направил т. Скрынникову для принятия срочных мер телеграмму т. Безверхова из Булаева (Казахской ССР), в которой он сообщает, что элеватор забит хлебом, и по распоряжению Казпредсовнаркома т. Ундасынова хлеб принимается на открытые площадки. Тов. Безверхов просил молнировать, как быть. Зам. наркома т. Степанов ограничивается посылкой следующей телеграммы председателю СНК Казахской ССР т. Ундасынову и уполнаркомзага т. Шибряеву: «[По] сообщению т. Безверхова, идет дождь, снег. Влажность зерна неимоверно повышается, элеватор примитивный, забит хлебом, по вашему личному распоряжению хлеб принимается [на] открытые площадки. Зерно мешается со снегом, водой, грязью. Угроза гибели зерна. Прошу немедленно вмешаться [в] положение Булаевского пункта, обязать руководителей пункта обеспечить бесперебойную приемку зерна [на] склады, навесы и открытые площадки, хорошо оборудованные деревянным настилом, брезентами. Сырое зерно направлять [в] сушилку, виновных [во] вредительском смешивании зерна [с] водой, снегом, грязью привлечь [к] ответственности. [По] указанию Наркомпути с 24 октября Вашей республике установлена ежесуточная погрузка хлеба 454 вагона, исходя [из] этого количества Востокзаготзерно даны наряды [на] отгрузку [за] пределы республики 43 тыс. т зерна. [В] счет этого прошу [в] первую очередь разгрузить [в] Булаево».
В Наркомзаге недопустимо затягивается даже посылка на места распоряжений по телеграммам, полученным из СНК и Экономсовета. На 22 октября с.г. имелись невыполненные телеграммы, поступившие в Наркомзаг еще в сентябре месяце, как например, телеграмма из Свердловска о подаче вагонов для отгрузки муки от 4 сентября; телеграмма т. Семенова из Свердловска об отгрузке лесоматериалов и брезента от 29 сентября; телеграмма из Хабаровска о дополнительном выделении стройматериалов от 29 сентября и т.д. По 20 телеграммам и письмам, поступившим в наркомат в первой половине октября и требующим срочного принятия мер, до сих пор ничего не сделано.
Считаю необходимым:
Указать Наркому заготовок СССР т. Скрынникову на недопустимое отношение к поручениям СНК СССР и Экономсовета по телеграммам с мест, требующим срочного принятия мер, связанных с приемом и хранением хлеба.
Обязать т. Скрынникова навести порядок в выполнении поручений СНК и Экономсовета по телеграммам с мести наложить взыскание на управляющего секретариатом т. Зилотина за бюрократическое отношение к этим поручениям.
Зам. председателя Комиссии советского контроля при СНК СССР 3. Беленький
ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 82. Д. 60. Л. 160—158. Заверенная копия.
298
№142
Письмо секретаря Президиума Верховного Совета РСФСР Г. Козлова в ЦК ВКП(б) об условиях работы сельсоветов
Октябрь 1938 гУ Тов. Андрееву А.А., т. Жданову А.А., т. Маленкову Г.М.
Из вопросов, которые намечается поставить на Президиуме Верховного Совета РСФСР, считаю необходимым коротко высказать соображения по вопросу о сельсоветах.
Условия, в которых сельсоветы работают, во многих случаях являются совершенно нетерпимыми, мешающими успешно решать поставленные задачи перед сельсоветами Сталинской Конституцией. Эти ненормальные условия в основном заключаются в следующем:
— сельсоветы не имеют Положения для руководства в своей работе, кото
рое конкретизировало бы их права и обязанности, вытекающие из Сталинской
Конституции;
— имеется большая административно-территориальная запутанность, вре-
дительски проведенная врагами народа;
— особенно отражается на работе сельсоветов массовая текучесть работ
ников сельсоветов. Так, например, сменяемость председателей сельсоветов за
первое полугодие 1938 г. по областям: по Черкесской автономной обл. смени
лось предсельсоветов — 50%, Чечено-Ингушской автономной обл. — 39%,
Мордовской АССР — 47%, Ивановской обл. — 34%, Новосибирской —
33%, Курской — 33%, Куйбышевской — 32%, Калининской — 32% и т.д.
И в среднем по всей РСФСР за это время сменилось предсельсоветов 30%.
Одна из основных причин такой текучести — это низкая зарплата. Во многих случаях работники сельсоветов получают в 1,5 и в 2 раза меньше других работников сельского же аппарата. Председатель Козловского сельсовета Куйбышевской обл. т. Ревин говорит, что он работает предсельсовета 9 лет и с неплохими результатами, а зарплату получает меньше сторожа местного кооператива.
Председатель сельсовета Раевского станичного совета Новороссийского района пишет, что он в колхозе зарабатывал до 500 руб. в месяц, а на работе председателя получает 200 руб.
Председатель Громушкинского сельсовета Мичуринского района т. Назаров пишет, что он недавно выдвинут предсельсовета и получает зарплату 170 руб. в месяц, тогда как до этого работал инструктором Союза шоферов и получал 375 руб.
Председатель Прилуцкого сельсовета Курской обл. т. Никанович пишет, что до избрания его предсельсовета он руководил отделением связи и получал 300 руб. в месяц, а теперь получает 200 руб. и т.д.
На проведенном совещании при Президиуме Верховного Совета РСФСР присутствовавшие председатели президиумов Верховных Советов автономных республик в своих выступлениях приводили многочисленные факты о массовом уходе работников сельсоветов с работы.
Председатель Президиума Верховного Совета Марийской АССР т. Кавалеров говорит: «У нас в республике имеется много заявлений от председателей сельсоветов, в которых они заявляют, что работать не будут, так как прожить с семьей на 175 руб. нельзя».
299
Председатель Президиума Верховного Совета Чувашской АССР т. Андреева говорит: «У нас предсельсоветов получают 135 руб. Дело доходит до таких фактов, когда предсельсовета запьянствовал, его сняли с работы, и впоследствии он прямо сказал, что запьянствовал умышленно, так как скорей снимут с работы — и такие факты не единичны».
Председатель Президиума Верховного Совета Калмыцкой АССР т. Пюрве-ев говорит: «У нас больше 60% предсельсоветов получают 120 руб. в месяц. Самый последний работник в колхозе вырабатывает больше».
Председатель Президиума Верховного Совета Крымской АССР т. Менба-риев говорит: «У нас председатели сельсоветов получают 120—150 руб. Это чрезвычайно низкая оплата, вследствие чего сменяется много председателей и секретарей сельсоветов. Есть хорошие, грамотные люди из советского и колхозного актива, но когда мы начинаем разговаривать о работе в сельсовете, они нам отвечают, что зарабатывают хорошо в колхозах и на работу в сельсовет идти не соглашаются ввиду низкой оплаты».
Вот при таких условиях работают сельсоветы, что стушевывает их роль в социалистическом строительстве и отражается на работе. К тому же эта роль исключительно огромна, что подтверждается общеизвестными фактами: когда предсельсовета и в целом сельсовет работает хорошо — там и хороший результат по всем вопросам социалистического строительства в деревне, и наоборот, плохая работа сельсовета почти всегда непосредственно сопровождается плохими результатами в разрешении всех вопросов в деревне. Где сельсовет работает хорошо, там своевременно проводится весенняя и осенняя посевная, повышается урожайность (даже при неблагоприятных климатических условиях), своевременно проводится уборка без осыпания, без потерь (чем сберегаются миллионы пудов хлеба), успешно разрешаются вопросы животноводства, своевременно ремонтируются и содержатся школы и медпункты, успешно проводится оборонная работа.
Там содержатся в исправности дороги, мосты, что предохраняет от преждевременного разрушения автотранспорт и перерасходов горючего. Можно считать как установившееся правило: где сельсовет работает плохо, там дороги со сплошными ухабами и канавами, с поломанными мостами, а что значит проехать машине по мосту, где нет одной или двух перекладин — это значит буквально подвергать машину разрушению, а между тем, по таким мостам очень часто сотни машин в продолжении многих месяцев проходят тысячи раз. Все это вызывает преждевременный ремонт автотранспорта, преждевременную его изнашиваемость, т.е. вызывает колоссальные лишние затраты государственных средств.
За последнее время мы провели ряд обследований работы сельсоветов, и полученный материал полностью подтверждает, что где предсельсовета и в целом сельсовет работает хорошо, там успешно решаются большие вопросы социалистического строительства в деревне. Так, например, председатель Шептуховского сельсовета Кореневского района Курской обл. Гамаюнов и другие работники сельсовета проводят большую работу. У них организованы: полеводческая, животноводческая, дорожная и другие секции. Полеводческая секция, в работе которой регулярно работает 15 чел., добилась повышения урожайности против прошлого года, несмотря на неблагоприятные метеорологические условия: по ржи в 1937 г. урожайность была 9,6 ц с га, а в 1938 г. получили 12,3 ц с га, по пшенице в 1937 г. — 9,8 ц, а в 1938 г. — 12 ц с га. Животноводческая секция также добилась значительных результатов в развитии животноводства по сельсовету. В среднем по сельсовету прирост рогатого скота против прошлого года по обобществленному сектору составляет 7,5%, лошадей — 8,9%, овец — 60,3%, свиней — 60%. Здесь же рядом, в других сельсоветах, где работа проводилась плохо, где отмеченные условия захлес-
300
тывают работников сельсоветов, там при точно таких же условиях по полеводству, животноводству и другим вопросам несравнимо меньше результаты.
Все это просто объяснимо. Там, где председатель и секретарь сельсовета преданно и честно работают, имея возможность ежедневно общаться с руководителями колхозов, с колхозниками, зная их хорошую и плохую работу, здесь же на месте помогают, подсказывают, как хорошую работу распространить на все колхозы сельсовета, а о плохой работе предупредить, чтобы ее не повторили другие. Для охвата всей работы сельсовета организуют секции, куда вовлекают передовых колхозников и, таким образом, создается крепкий актив, через который сельсовет успешно и решает все вопросы.
За продолжительное время работы на местах мне непосредственно известны многочисленные факты, подтверждающие отмеченную роль сельсоветов. У меня создалось твердое мнение, что самое крепкое руководство районных и областных организаций не в состоянии с такими успешными результатами решать вопросы сельского хозяйства и другие, как этого добивается хорошо работающий сельсовет по всем вопросам, которые решаются на его территории, так как эти вопросы решаются буквально на глазах у работников сельсоветов, и они имеют все возможности ежедневно, ежечасно помогать, подсказывать, как надо лучше работать, примерную работу в одном колхозе быстро распространить на все колхозы сельсовета и т.д.
Вопросами о работе сельсоветов ВЦИК и СНК РСФСР несколько раз пытались заниматься (в апреле этого года СНК даже была вьщелена комиссия по выработке Положения о сельсоветах), но дело не шло дальше разговоров. Мы считаем, что вопрос о сельсоветах должен быть решен до конца в ближайшее время, так как терпеть существующее положение нет никаких оправданий. Подготовка этого вопроса нами активизируется: заслушали на секретариате Президиума Верховного Совета, обсуждался на двух совещаниях, намечается созыв совещания при СНК РСФСР с участием работников сельсоветов, райисполкомов и других.
В общем, намечается закончить подготовку вопроса и второй сессии Верховного Совета РСФСР, где необходимо поставить этот вопрос и принять закон о сельсоветах, решительно устраняющий существующее ненормальное положение.
Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР Г. Козлов ГА РФ. Ф. А-385. Оп. 23. Д. 61. Л. 1-4. Заверенная копия.
Датируется по смежным документам дела.
№143
Приказ наркома юстиции СССР и Прокурора СССР о проверке уголовных дел колхозного и сельского актива и отдельных колхозников, осужденных в 1934—1937 гг.
1 ноября 1938 г. №35/с/1982/93с
В соответствии с директивами о пересмотре уголовных дел в отношении колхозного и сельского актива и отдельных колхозников, осужденных судами в 1934, 1935, 1936 и 1937 годах87, было пересмотрено дел в отношении 1 175 998 чел.
301
Ликвидируя последствия вражеской работы в органах юстиции, выражавшейся в практике массового и необоснованного привлечения к уголовной ответственности и осуждении колхозного и сельского актива и отдельных колхозников, суды при пересмотре дел досрочно сняли судимость с 480 378 чел., прекратили дел в отношении 106 719 чел. и снизили наказание с освобождением от дальнейшего отбывания его в отношении 22 785 чел.88
Имеющиеся в НКЮ СССР и Прокуратуре СССР данные свидетельствуют, что в некоторых республиках, краях и областях работа по пересмотру уголовных дел в отношении колхозного и сельского актива и отдельных колхозников проведена с рядом серьезных недостатков.
В ряде республик, краев и областей до сих пор рассмотрены не все дела, подлежащие пересмотру. В Азербайджанской ССР обнаружено свыше 2 тыс. нерассмотренных дел, в Армянской ССР пересмотр дел вообще еще не закончен, по пересмотренным делам отсутствует точный учет проделанной работы. По целому ряду районов были пересмотрены лишь дела сельского актива, да и то не полностью, и совсем не были пересмотрены дела о рядовых колхозниках.
Из донесений, поступивших из Казахской ССР, видно, что в результате вторичной проверки архивов народных судов по 36 народным судам в 5 областях республики обнаружено не представленных к пересмотру 890 дел.
Не все дела пересмотрены и по некоторым областям РСФСР, так, по Приволжскому району Куйбышевской обл. не были представлены для пересмотра 500 дел на 600 чел. осужденных. По Вологодской области народный суд Грязовецкого района не представил в комиссии около 500 дел, так как по заявлению народного судьи т. Елкина, областной суд дал указание о направлении в комиссию только таких дел, где мера наказания приговором суда определена в виде исправительно-трудовых работ, предупреждений и условно. Не все дела, подлежащие пересмотру, поступили и по Ростовской обл.
Особенно неблагополучно обстоит дело в Ивановской обл., где орудовали враги народа — бывший областной прокурор Карасик и бывший председатель областного суда Шубин. 31 января 1938 г. Карасик и Шубин сообщили о том, что пересмотр дел этой категории закончен 30 декабря 1937 г., между тем, пересмотр дел, по существу, не закончен и до настоящего времени. Народные судьи прислали в комиссию далеко не все дела. По поступившим в комиссию для пересмотра делам — 60% их оставлено без пересмотра, и приговоры по этим делам оставлены в силе.
В результате недооценки большого политического значения пересмотра и прекращения дел в отношении неосновательно осужденных колхозников и кадров сельского и колхозного актива, несерьезного отношения к выполнению этой задачи со стороны некоторых судебных и прокурорских работников оказалось, что в ряде мест вопросу прекращения таких дел не уделено должного внимания. Так, в Черкесской и Хакасской автономных областях прекращено всего 0,5% всех пересмотренных дел, в Тамбовской — 3,2%, в Армянской ССР — 3,4%, Казахской — 3,5%, в Украинской ССР при пересмотре дел упор был сделан только на снятие судимости. Снята судимость в отношении 72,9% всех осужденных, а прекращено дел только 6%. По Кировской области РСФСР из всех пересмотренных дел в отношении 30 716 чел. прекращено дел только в отношении 1645 чел. (5,4%). В Якутской АССР по 99% пересмотренных дел приговоры оставлены в силе.
Совершенно неудовлетворительно реализуются постановления и определения судов об освобождении обвиняемых от наказаний, не принимается до-
302
статочных мер и отсутствует контроль за фактическим освобождением из-под стражи. Так, по РСФСР из 14 111 чел., подлежащих в результате пересмотра дел освобождению из-под стражи, фактически освобождено только 6772 чел., в Армянской ССР из 212 — только 80 чел, в УССР из 3881 чел. — только 910, Киргизской ССР из 2348 чел. — только 582 чел.
До сих пор народные судьи не выполнили указаний о снятии судимости по 55 ст. УК об отбывших наказание по делам о колхозном и сельском активе и колхозниках, ожидая обращения в суд по этому вопросу самих осужденных.
По целому ряду республик неблагополучно обстоит дело и с оформлением списков о снятии судимости через Верховные Советы республик. Так, в РСФСР из 297 235 чел., в отношении которых комиссии возбуждали ходатайство о снятии судимости, только на 166 148 чел. предоставлены списки в Верховный Совет РСФСР. В ряде республик выдача справок о снятии судимости чрезвычайно задерживается. Одной из причин такого состояния работы по пересмотру дел является неудовлетворительное руководство этой работой и недостаточный контроль со стороны ряда наркомюстов, а также недостаточное участие прокуроров в отборе дел для пересмотра и в работе комиссий, пересматривающих дела. Особенно неудовлетворительно проведена эта работа наркомюстами и органами прокуратуры в Азербайджанской, Армянской и Таджикской республиках.
Приказываем:
1. В месячный срок проверить, все ли уголовные дела, подлежащие соглас
но директиве пересмотру, были отобраны и представлены народными судами
на рассмотрение подготовительных комиссий.
Проверку провести народным судьям совместно с районными прокурорами.
2. В областях — Ивановской, Вологодской, Ярославской, Тамбовской, Куй
бышевской, Кировской, Оренбургской, Челябинской, Горьковской и Сара
товской, в Черкесской и Хакасской автономных областях, в Азербайджан
ской ССР и Армянской ССР, кроме того, провести проверку и тех уголовных
дел о сельском и колхозном активе и отдельных колхозниках, приговоры о ко
торых при пересмотре были оставлены без изменения (отказано в пересмотре).
3. Для проведения этой работы во всех союзных и автономных республи
ках, краях и областях создать подготовительные комиссии:
а) при Верховных судах союзных республик без край(обл)деления, в авто
номных республиках в составе: наркома, председателя Верховного суда и про
курора республики;
б) при краевых и областных судах в составе: представителя Наркомюста,
председателя областного суда и прокурора области.
4. Дела, подлежащие пересмотру и не пересмотренные или неправильно
разрешенные при пересмотре, передавать в Верховные суды союзных респуб
лик с мотивированным представлением председателя краевого, областного
суда, верховного суда АССР.
Но дела, которые были на рассмотрении Верховных судов союзных республик и подлежат вновь пересмотру, направлять в Верховный суд СССР с мотивированным представлением председателя Верховного суда союзной республики.
5. Наркомам юстиции союзных и автономных республик и представителям
НКЮ в краях и областях проверить, обращены ли к исполнению постановле
ния суда о лицах, подлежащих в результате пересмотра дел освобождению из-
под стражи и от других наказаний. Прокурорам республик, краев и областей
проверить фактическое выполнение постановлений судов об освобождении ука
занных лиц от дальнейшего отбытия наказания, приняв все необходимые меры
для установления местонахождения заключенных, подлежащих освобождению.
6. Немедленно представить на рассмотрение Верховного Совета списки
о лицах, в отношении которых возбуждено ходатайство о снятии судимости.
303
Народным судам по получении утвержденных списков на снятие судимости немедленно выдать справки всем лицам, коим эта судимость снята. Также выдать справки о снятии судимости и тем лицам, коим эта судимость снимается за исключением срока (ст. 55 УК).
7. Работу по пересмотру дел закончить к 1 февраля 1939 г.
Наркомам юстиции и прокурорам союзных республик предоставить соответственно — НКЮ СССР и Прокурору СССР доклады о работе за ноябрь — 20 декабря, за декабрь — к 20 января 1939 г. и о результатах всей работы — к 20 февраля 1939 г.
Народный комиссар юстиции Союза ССР Рынков Прокурор Союза ССР Вышинский
ГА РФ. Ф. 9492. Оп. 1а. Д. 4. Л. 162—167. Подлинник.
№144
Справка 1 спецотдела НКВД СССР о количестве арестованных и осужденных за время с 1 октября 1936 г. по 1 ноября 1938 г.89
Не ранее 1 ноября 1938 г У Общие данные
С 1 октября 1936 г. по 1 ноября 1938 г. арестовано
1 565 041 чел.
Привлечено без ареста
17 297 чел.
в том числе:
арестовано в порядке приказов НКВД №№ 00485, 00593 и других
365 805 чел.
арестовано в порядке приказа НКВД № 00447
702 656 чел.
С 1 октября 1936 г. по 1 ноября 1938 г. осуждено
1 336 863 чел.2*
в том числе:
ВМН
668 305 чел.
ВМН с заменой заключением
634 чел.
Заключение от 15—25 лет
6612 чел.
Заключение до 10 лет
530 305 чел.
Заключение до 5 лет
65 676 чел.
Заключение до 3 лет
29 917 чел.
Высылка за пределы СССР
9529 чел.
Осуждено к незначительным наказаниям (ссылка, и высылка внутри СССР, принудработы, условно и т.п.)
20 437 чел.
Освобождено
12 903 чел.
Зам. начальника 1 спецотдела НКВД СССР
капитан государственной безопасности Зубкин
Начальник 5 отделения
старший лейтенант государственной безопасности Кремнев
ЦА ФСБ РФ. Ф. 8ос. Оп. 1. Д. 70. Л. 97. Подлинник.
^Датируется по содержанию документа.
2* Нет разбивки по мерам наказания на 5448 чел., осужденных ВК Верхсуда СССР (прим. док.).
304
№145
Справка НКВД СССР о количестве осужденных за время с 1 октября 1936 г. по 1 ноября 1938 г.
Не ранее 1 ноября 1938 г
Всего
Осуждено
Освобождено
Возвращено на доследование
Передано В К, ВТ и другие суды
по 1 категории
1 категория с заменой заключением
15-25 лет
к заключению до 10 лет
к заключению до
5 лет
к заключению до 3 лет
ссылка и высылка внутри СССР
высылка за пределы СССР
прочие меры наказания
В К Верхсуда
36 9062*
25 355
22
1059
3598
123
61
2
—
20
30
1188
—
Ос. сов. при НКВД
69114
—
—
—
31396
21645
3600
6282
854
822
594
3921
—
По кулацкой операции (приказ 00447)
767 397
386 798
—
—
374 860
3739
388
49
—
420
1143
—
—
Из них:
Кулаков
372 670
185 408
—
—
185 229
1661
8
4
—
176
184
—
—
Уголовников
127 967
44 086
—
—
83 065
640
24
—
—
92
60
—
—
По приказам 00485, 00593
235 122
172 830
—
—
44 758
574
—
79
86373*
—
—
5124
3120
По приказу 006064*
93 137
63 921
—
—
26 248
—
—
259
38
473
81
1407
710
ВК, Спецколлегии и другими судами
189 539
19 401
612
5553
49 445
39 595
25 868
1106
—
10 925
11055
25 979
—
Итого:
1391215
668 305
634
6612
530 305
65 676
29 917
7777
9529
12 660
12 903
37 619
3830
Зам. начальник 1 спецотдела НКВД СССР
капитан государственной безопасности Зубкин
Начальник 5 отделения
ст. лейтенант государственной безопасности Кремнев
ЦА ФСБ РФ. Ф. 8 ос. Оп. 1. Д. 70. Л. 98. Подлинник.
!* Датируется по содержанию документа.
2*Разбивка по мерам наказания дана из количества 31 458 (прим. док.).
2* Из них: 7894 чел. иранск[их] подданных выслано НКВД Азербайджанской ССР (прим. док.).
3* См. прим. 91.
№146
Телеграмма А.Я. Вышинского прокурорам БССР и Ленинградской обл. о порядке проведения обязательных зернопоставок государству
14 ноября 1938 г.
Указание Наркомзага СССР от 14 августа 1938 г. о том, что в тех случаях, когда посевы зерновых на приусадебных участках произведены колхозником за счет невыполнения плана сева картофеля, начисление по зерну производится по фактическому севу, а врученные обязательства по картофелю остаются в силе и изменению не подлежат, не противоречит закону.
Основанием для такого указания Наркомзага СССР является постановление Экономсовета при СНК СССР от 15 мая 1938 г., которым на 1938 г. сохранено действие инструкций Наркомзага СССР «О порядке проведения обязательных поставок зерна колхозами и единоличными хозяйствами» (утвержденной постановлением СНК СССР 16 мая 1937 г.) и «О порядке проведения обязательных поставок государству картофеля колхозами, колхозниками и единоличными хозяйствами» (утвержденной постановлением СНК СССР от 1 июля 1937 г.).
Инструкция о порядке проведения обязательных поставок государству зерна предусматривает начисление зерна с приусадебных участков колхозников по фактическому севу. Инструкция же о порядке проведения обязательных поставок государству картофеля предусматривает начисление поставок по картофелю по плану сева.
Постановлением СНК СССР от 14 апреля 1935 г. за № 660 также было установлено: 1) колхозники по их приусадебным посевам картофеля привлекаются к обязательным поставкам в соответствии с утвержденным планом посева картофеля на приусадебной земле каждого колхозника и 2) независимо от этого, при наличии посева на приусадебных землях колхозников зерновых культур, последние привлекаются к поставке зерновых культур в соответствии с размерами фактического посева зерновых культур и подсолнуха.
В 1937 г. постановлением СНК СССР от 8 июля за № 1085, от 28 июля за № 1193 для 25 краев и областей РСФСР, признанных по картофелю дефицитными, было допущено изъятие в том смысле, что обложение посевной площади картофеля с приусадебных участков производится не по площади посева, а по фактически засеянной колхозниками площади. Такого изъятия на 1938 г. не установлено.
А. Вышинский ГА РФ. Ф. 8131. Оп. 16. Д. 106. Л. 23. Заверенная копия.
№147
Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) о приостановке рассмотрения дел, направленных на рассмотрение троек, военных трибуналов и ВК Верхсуда СССР в порядке особых приказов1*
15 ноября 1938 г.
Наркомам внутренних дел союзных и автономных республик, начальникам областных, краевых управлений НКВД, прокурорам краев, областей, автономных
306
и союзных республик, прокурорам военных округов, железнодорожного и водного транспорта, председателям Верховного суда СССР, Верховных судов союзных и автономных республик, Военной коллегии Верховного суда СССР, председателям трибуналов военных округов.
Секретарям ЦК нацкомпартий, обкомов, крайкомов.
Строжайше приказывается:
1. Приостановить с 16 ноября с.г. впредь до распоряжения рассмотрение
всех дел на тройках, в военных трибуналах и в Военной коллегии Верховного
суда СССР, направленных на их рассмотрение в порядке особых приказов или
в ином, упрощенном порядке.
2. Обязать прокуроров военных округов, краев, областей, автономных и со
юзных республик проследить за точным и немедленным исполнением. Об ис
полнении донести НКВД СССР и Прокурору Союза ССР90.
Председатель СЕК СССР В. Молотов Секретарь ЦК ВКП(б) И. Сталин
АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 212. Л. 204-205. Копия. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 24. Л. 62. Заверенная копия.
1* Приложение к п. 110 протокола № 65 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 22 ноября 1938 г.
№148
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах,
прокурорском надзоре и ведении следствия»91
17 ноября 1938 г.
Наркомам внутренних дел союзных и автономных республик, начальникам УНКВД краев и областей, начальникам окружных, городских и районных отделений НКВД.
Прокурорам союзных и автономных республик, краев и областей, окружным, городским и районным прокурорам.
Секретарям ЦК нацкомпартий, крайкомов, обкомов, окружкомов, горкомов и райкомов ВКП(б)
СНК СССР и ЦК ВКП(б) отмечают, что за 1937—1938 гг. под руководством партии органы НКВД проделали большую работу по разгрому врагов народа и очистке СССР от многочисленных шпионских, террористических, диверсионных и вредительских кадров из троцкистов, бухаринцев, эсеров, меньшевиков, буржуазных националистов, белогвардейцев, беглых кулаков и уголовников, представлявших из себя серьезную опору иностранных разведок в СССР и, в особенности, разведок Японии, Германии, Польши, Англии и Франции.
Одновременно органами НКВД проделана большая работа также и по разгрому шпионско-диверсионной агентуры иностранных разведок, переброшенной в СССР в большом количестве из-за кордона под видом так называемых политэмигрантов и перебежчиков из поляков, румын, финнов, немцев, латышей, эстонцев, харбинцев и проч. Очистка страны от диверсионных
307
повстанческих и шпионских кадров сыграла свою положительную роль в деле обеспечения дальнейших успехов социалистического строительства. Однако не следует думать, что на этом дело очистки СССР от шпионов, вредителей, террористов и диверсантов окончено.
Задача теперь заключается в том, чтобы, продолжая и впредь беспощадную борьбу со всеми врагами СССР, организовать эту борьбу при помощи более совершенных и надежных методов.
Это тем более необходимо, что массовые операции по разгрому и выкорчевыванию вражеских элементов, проведенные органами НКВД в 1937—1938 гг., при упрощенном ведении следствия и суда не могли не привести к ряду крупнейших недостатков и извращений в работе органов НКВД и прокуратуры. Больше того, враги народа и шпионы иностранных разведок, пробравшиеся в органы НКВД как в центре, так и на местах, продолжая вести свою подрывную работу, старались всячески запутать следственные и агентурные дела, сознательно извращали советские законы, проводили массовые и необоснованные аресты, в то же время спасая от разгрома своих сообщников, в особенности, засевших в органах НКВД.
Главнейшими недостатками, выявленными за последнее время в работе органов НКВД и прокуратуры, являются следующие:
Во-первых, работники НКВД совершенно забросили агентурно-осведоми-тельскую работу, предпочитая действовать более упрощенным способом, путем практики массовых арестов, не заботясь при этом о полноте и высоком качестве расследования.
Работники НКВД настолько отвыкли от кропотливой, систематической агентурно-осведомителъской работы и так вошли во вкус упрощенного порядка производства дел, что до самого последнего времени возбуждают вопросы о предоставлении им так называемых «лимитов» для производства массовых арестов.
Это привело к тому, что и без того слабая агентурная работа еще более отстала и, что хуже всего, многие наркомвнудельцы потеряли вкус к агентурным мероприятиям, играющим в чекистской работе исключительно важную роль.
Это, наконец, привело к тому, что при отсутствии надлежаще поставленной агентурной работы следствию, как правило, не удавалось полностью разоблачить арестованных шпионов и диверсантов иностранных разведок и полностью вскрыть все их преступные связи.
Такая недооценка значения агентурной работы и недопустимо легкомысленное отношение к арестам тем более нетерпимы, что Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) в своих постановлениях от 8 мая 1933 г., 17 июня 1935 г.92 и, наконец, 3 марта 1937 г. давали категорические указания о необходимости правильно организовать агентурную работу, ограничить аресты и улучшить следствие.
Во-вторых, крупнейшим недостатком работы органов НКВД является глубоко укоренившийся упрощенный порядок расследования, при котором, как правило, следователь ограничивается получением от обвиняемого признания своей вины и совершенно не заботится о подкреплении этого признания необходимыми документальными данными (показания свидетелей, акты экспертизы, вещественные доказательства и проч.).
Часто арестованный не допрашивается в течение месяца после ареста, иногда и больше. При допросах арестованных протоколы допроса не всегда ведутся. Нередко имеют место случаи, когда показания арестованного записываются следователем в виде заметок, а затем, спустя продолжительное время (декада, месяц и даже больше), составляется общий протокол, при-
308
чем совершенно не выполняется требование статьи 138 УПК о дословной, по возможности, фиксации показаний арестованного. Очень часто протокол допроса не составляется до тех пор, пока арестованный не признается в совершенных им преступлениях. Нередки случаи, когда в протокол допроса вовсе не записываются показания обвиняемого, опровергающие те или другие данные обвинения.
Следственные дела оформляются неряшливо, в дело помещаются черновые, неизвестно кем исправленные и перечеркнутые карандашные записи показаний, помещаются не подписанные допрашиваемым и не заверенные следователем протоколы показаний, включаются неподписанные и неутвержденные обвинительные заключения и т.п.
Органы прокуратуры со своей стороны не принимают необходимых мер к устранению этих недостатков, сводя, как правило, свое участие в расследовании к простой регистрации и штампованию следственных материалов. Органы прокуратуры не только не устраняют нарушений революционной законности, но фактически узаконяют эти нарушения.
Такого рода безответственным отношением к следственному производству и грубым нарушением установленных законом процессуальных правил нередко умело пользовались пробравшиеся в органы НКВД и прокуратуры — как в центре, так и на местах — враги народа. Они сознательно извращали советские законы, совершали подлоги, фальсифицировали следственные документы, привлекая к уголовной ответственности и подвергая аресту по пустяковым основаниям и даже вовсе без всяких оснований, создавали с провокационной целью «дела» против невинных людей, а в то же время принимали все меры к тому, чтобы укрыть и спасти от разгрома своих соучастников по преступной антисоветской деятельности. Такого рода факты имели место как в центральном аппарате НКВД, так и на местах.
Все эти отмеченные в работе органов НКВД и прокуратуры совершенно нетерпимые недостатки были возможны только потому, что пробравшиеся в органы НКВД и прокуратуры враги народа всячески пытались оторвать работу органов НКВД и прокуратуры от партийных органов, уйти от партийного контроля и руководства и тем самым облегчить себе и своим сообщникам возможность продолжения своей антисоветской, подрывной деятельности.
В целях решительного устранения изложенных недостатков и надлежащей организации следственной работы органов НКВД и прокуратуры, — СНК СССР и ЦК ВКП(б) постановляют:
1. Запретить органам НКВД и прокуратуры производство каких-либо мас
совых операций по арестам и выселению.
В соответствии со ст. 127 Конституции СССР93 аресты производить только по постановлению суда или с санкции прокурора.
Выселение из погранполосы допускается в каждом отдельном случае с разрешения СНК СССР и ЦК ВКП(б) по специальному представлению соответствующего обкома, крайкома или ЦК нацкомпартий, согласованному с НКВД СССР.
2. Ликвидировать судебные тройки, созданные в порядке особых приказов
НКВД СССР, а также тройки при областных, краевых и республиканских уп
равлениях рабоче-крестьянской милиции.
Впредь все дела в точном соответствии с действующими законами о подсудности передавать на рассмотрение судов или Особого совещания при НКВД СССР.
3. При арестах органам НКВД и прокуратуры руководствоваться следу
ющим:
309
а) согласование на аресты производить в строгом соответствии с постанов
лением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 июня 1935 г.;
б) при истребовании от прокуроров санкций на арест органы НКВД обяза
ны представлять мотивированное постановление и все обосновывающие не
обходимость ареста материалы;
в) органы прокуратуры обязаны тщательно и по существу проверять обос
нованность постановлений органов НКВД об арестах, требуя в случае необхо
димости производства дополнительных следственных действий или представ
ления дополнительных следственных материалов;
г) органы прокуратуры обязаны не допускать производства арестов без до
статочных оснований. Установить, что за каждый неправильный арест, наря
ду с работниками НКВД, несет ответственность и давший санкцию на арест
прокурор.
4. Обязать органы НКВД при производстве следствия в точности соблю
дать все требования Уголовно-процессуальных кодексов.
В частности:
а) заканчивать расследование в сроки, установленные законом;
б) производить допросы арестованных не позже 24 часов после их ареста;
после каждого допроса составлять немедленно протокол в соответствии с тре
бованием статьи 138 УПК94 с точным указанием времени начала и окончания
допроса.
Прокурор при ознакомлении с протоколом допроса обязан на протоколе делать надпись об ознакомлении с обозначением часа, дня, месяца и года;
в) документы, переписку и другие предметы, отбираемые при обыске, опе
чатывать немедленно на месте обыска, согласно ст. 184 УПК95, составляя под
робную опись всего опечатанного.
5. Обязать органы прокуратуры в точности соблюдать требования Уголовно-
процессуальных кодексов по осуществлению прокурорского надзора за след
ствием, производимым органами НКВД.
В соответствии с этим обязать прокуроров систематически проверять выполнение следственными органами всех установленных законом правил ведения следствия и немедленно устранять нарушения этих правил; принимать меры к обеспечению за обвиняемым предоставленных ему по закону процессуальных прав и т.п.
6. В связи с возрастающей ролью прокурорского надзора и возложенной
на органы прокуратуры ответственностью за аресты и проводимое органами
НКВД следствие признать необходимым:
а) установить, что все прокуроры, осуществляющие надзор за следствием,
производимым органами НКВД, утверждаются ЦК ВКП(б) по представле
нию соответствующих обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий и Прокурора
Союза ССР;
б) обязать обкомы, крайкомы и ЦК нацкомпартий в 2-месячный срок про
верить и представить на утверждение в ЦК ВКП(б) кандидатуры всех проку
роров, осуществляющих надзор за следствием в органах НКВД;
в) обязать Прокурора Союза ССР т. Вышинского выделить из состава ра
ботников центрального аппарата политически проверенных квалифицирован
ных прокуроров для осуществления надзора за следствием, проводимым цен
тральным аппаратом НКВД СССР, и в 2-декадный срок представить их на
утверждение ЦК ВКП(б).
7. Утвердить мероприятия НКВД СССР по упорядочению следственного
производства в органах НКВД, изложенные в приказе от 23 октября 1938 г.
В частности, одобрить решение НКВД об организации в оперативных отделах
специальных следственных частей.
310
Придавая особое значение правильной организации следственной работы органов НКВД, обязать НКВД СССР обеспечить назначение следователями в центреи наместахлучших, наиболее проверенных политически и зарекомендовавших себя на работе квалифицированных членов партии.
Установить, что все следователи органов НКВД в центре и на местах назначаются только по приказу Народного комиссара внутренних дел СССР.
8. Обязать НКВД СССР и Прокурора Союза ССР дать своим местным органам указания по точному исполнению настоящего постановления.
СНК СССР и ЦК ВКП(б) обращают внимание всех работников НКВД и прокуратуры на необходимость решительного устранения отмеченных выше недостатков в работе органов НКВД и прокуратуры и на исключительное значение организации всей следственной и прокурорской работы по-новому.
СНК СССР и ЦК ВКП(б) предупреждают всех работников НКВД и прокуратуры, что за малейшее нарушение советских законов и директив партии и правительства каждый работник НКВД и прокуратуры, не взирая на лица, будет привлекаться к суровой судебной ответственности.
Председатель Совета Народных Комиссаров СССР В. Молотов Секретарь Центрального Комитета ВКП(б) И. Сталин
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1204. Л. 108-117. Подлинник.
№149
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий